сведение трековПространство

Поскольку в плотном рок-миксе нюансы реверберации трудно различимы, я убежден, что чем более "сухой" вокал будет при обработке трека, тем лучше он впишется в "стену звука" гитар. Если, конечно, клиент не ищет как раз звучания типа арены. В остальных случаях больше подойдет очень короткая реверберация типа "комната", как вариант - короткое эхо.

Реверберация в сведении вокала,  по моему убеждению, придает слишком уж "правильный", "отполированный" саунд, что в принципе не очень хорошо для рок музыки. Но... Есть ситуации, когда песня или какая-то ее часть просто требуют явной реверберации, и вот здесь я поступаю в полном противоречии выше сказанному - накручиваю жи-и-ирную chamber или plate реверберацию чтоб подчеркнуть эпохальность момента.

коммерческое сведениеДисторшн

Среди звукоинженеров есть клише, которое я просто не перевариваю. Стало буквально стандартом при первом же удобном случае вешать на вокальный канал дисторшн просто из принципа "Ну это же рок песня - тут так заведено!" Да, конечно дисторшн на вокале делает его более выделяющимся, но когда это становится просто данью традиции, а не продуманным шагом - такой подход уже превращается в пародию на сведение. Я вовсе не против дисторшна и сам нередко применяю в своей работе, но только тогда, когда он является естественным дополнением общего настроя песни и подчеркивает ее эмоциональность - уверен, этого же ожидают клиенты вашей студии сведения трековЕсли искусственный перегруз на вокале заставляет его работать более органично с гитарным саундом - тогда все было сделано правильно и уместно.