сведение трековСегодня мне хотелось бы уделить внимание такой теме, как работа с Хард-Рок - точнее, вокальными треками  в этом жанре. Мы не будем углубляться в сведение треков какого-то конкретного Рок течения - их слишком много, и каждое имеет свои собственные нюансы и предпочтения относительно обработки. Также моей целью не является стандартный "туториал" с описанием ряда техник - напротив, давайте поговорим об общем подходе к обработке вокальных треков, о том, что вам, как звукоинженеру, нужно принять во внимание, и уже как дополнение - ряд технических подходов к решению задачи собственно сведения вокала.

Определитесь с основной задачей

Уверен, с этого нужно начинать работу не только с вокалом и не только в Рок музыке. Решите для себя, предъявляется ли вам как инженеру требование "поместить" голос в пространство наподобие арены, с соответствующим богатым звучанием реверберации, или напротив - конечный трек вам слышится в малом пространстве небольшого клуба. Визуализация очень поможет вам определиться с правильными настройками при коммерческом миксовании и мастеринге треков.

коммерческое сведениеЕще один важный момент - насколько "отполированный" звук требуется.

Многие Поп-Панк группы не в восторге будут получить излишне "зализанный" звук своей музыки. В этом стиле важнее передать как можно более натуральное звучание голоса и лично я бы предпочел как можно меньше вмешиваться в исходный трек.

В суб-жанрах Металла наоборот - вокальные треки подвергаются значительной обработке, с целью получить как можно более агрессивное звучание музыки. Вообще - чем точнее вы представляете конечную цель и желаемый эффект, тем осознаннее выбор той или иной обработки.