профессиональный мастерингЕсли последним звукоинженер добавил в трек вокал - не стоит ожидать чуда и богатого его звучания. В стилях подобно Hard Rock музыки, где голос- скорее дополнение к широкому и насыщенному гитарному саунду трека, это норма, но для, допустим, поп баллад это провал однозначно! Поэтому начинайте работу именно с обработки вокала, если имеете цель сделать его звездой песни, и тогда остальные инструменты в ходе процесса будут "подточены" так, чтоб создать идеальное обрамление голосу музыкой. И конечно же, такой подход потребует минимальных усилий с вашей стороны.

2. Контекст всему голова

Сведение музыки - в принципе такой процесс, который подразумевает использование кнопки "Соло" только с целью проверить и подправить настройки. Основные же решения принимаются всегда в контексте общего звучания музыки. Как только инженер солирует обрабатываемый трек, теряется понимание его взаимодействия с остальными элементами песни - а это прямой путь к мастеринг трекаошибкам. То, что в режиме соло казалось однозначным улучшением, в контексте общего звучания может попросту не сработать. Сведение вокала - не исключение. Любые решения должны оцениваться с позиции, как вокал будет звучать именно в контексте всей музыки, и только после этого можно засолировать его дорожку, чтобы проконтролировать тонкие моменты, которые просто невозможно отстроить, когда одновременно звучат остальные инструменты. В остальном же попытки обработки вокала в режиме соло - прямой путь к неоправданным техническим решениям и вялому звучанию музыки в итоге. Либо после нескольких потраченных часов придется начинать проект с чистого листа. Вряд ли кому это по душе.