Приступая к сведению бэк вокала (для удобство будем называть его сокращенно - БВ), задача звукорежиссера - добиться широкого, объемного его звучания. Казалось бы все просто - у вас есть набор отлично записанных бэков, и достаточно поместить их в сессию и жестко панорамировать вправо и влево, чтобы они звучали действительно широко!

Правильно? Нет!

Конечно, этот простой способ часто используется новичками в сведении и моментально дает обманчивое ощущение широты звучания, но сравнив с миксами профессионалов, вы однозначно заметите, что бэк вокал в них все равно звучит шире. Буквально на уровне шестого чувства... В профессиональных миксах он все равно шире, богаче, живее.

Итак, что же такого стоит перенять у профессионалов, чтобы сводить бэк вокал действительно широко?

1. Панорамирование

В сведении музыки ключ к широте в панорамирование при сведении бэк вокаларазнице звучания правого и левого каналов! Поэтому, размещая треки бэк вокала в пространстве, делайте значение панорамы для правых чуть больше или меньше тех, что слева.

Важный момент: треки с более низким звучанием следует размещать ближе к цетру панорамы. Так например если бэки вместе составляют аккорд, то самые низко звучащие его линии следует размещать ближе к центру, средние - чуть шире, и самые высокие - панорамировать почти до упора вправо/влево.

2. Громкость

Тот же принцип, что и с панорамой. Не нужно стремиться абсолютно сравнять по громкости правый и левый каналы. Небольшая разница (до 1.5 dB) усилит ощущение разности звучания правой и левой сторон, а значит - и субъективную широту звучания бэк вокала.

3. Сатурация

Еще одна важная деталь. Как бы вы ни использование сатурации при сведении бэк вокалаухищрялись с панорамой и громкостью, если все бэк вокалы записывал один и тот же исполнитель - тембрально это будут почти одинаковые сигналы. А это, как известно, не слишком способствует разнице звучания и значит широте бэк вокала. Проблему решить поможет сатурация некоторых дублей правого или левого (но ни в коем случае обоих!) каналов. В зависимости от ситуации можете использовать либо сатуратор либо эмуляции винтажных эквалайзеров. Последний вариант интересен тем, что позволяет дополнительно изменить частотную характеристику отдельных дорожек. Но не слишком увлекайтесь этим методом - обычно мне хватало такой коррекции на одной, максимум двух дорожках.

И наконец...

4. Флэнжер

И последним штрихом в сведении бэк вокала может стать этот общеизвестный эффект. Привносимая им небольшая модуляция (частотой не больше 1Hz) заметно придаст движения бэкам и добавит ощущения широты их звучания. Применять эту технику или нет – решайте по ситуации и на собственный вкус. Если вас не смущает специфическое звучание флэнжера на бэк вокале, тогда смело используйте ее!