В Рэп и Хип-Хоп музыке часто встречается ситуация, когда инженеру нужно свести вокал с заранее подготовленным инструменталом (его еще называют минусом, битом). Ситуация специфична тем, что минус уже был предварительно компрессирован и даже максимизирован, что согласно канонам сведения мягко говоря  не очень хорошо. На самом деле откровенно неправильно! Но такова ситуация на рынке, и биты в большинстве своем продаются (или доступны к скачиванию) именно в таком виде. Однако есть хитрости, все же позволяющие звукорежиссерам, работающим в Рэп и Хип-Хоп  жанре, добиться качественного звучания при таком раскладе.

Начнем с бита...

Итак, как уже было сказано, минус зачастую агрессивно компрессирован и максимизирован. Начав сведение с поиска баланса голоса с ним, вы скорей всего не получите ничего хорошего – голосу просто не оставили места, и он «не ложится» в трек. Кроме того, суммарный сигнал вокала и минуса будет сильно клиппировать на мастер шине. Поэтому первым шагом уменьшите громкость инструментала - а с ним и дорожек с голосом разумеется. Тем самым вы заложите пространство для дальнейших обработок и избежите клиппинга и связанных с ним искажений.

Хотелось бы сразу отметить деталь – чем сильнее был максимизирован исходный инструментал, тем тише получится готовая песня. Таковы законы звука – запредельная громкость является результатом выдавливания натуральной динамики трека, вернуть которую уже невозможно. Поэтому чем громче инструментал, тем тише будет конечный микс.

Транзиенты

Теперь, когда запас kak-svesti-rehp-vokal-s-minusomгромкости мы создали, можно приступать непосредственно к сведению. Приниматься за вокал все еще рано - он еще не "сядет" в музыку должным образом. Жесткая максимизация лишила минус всех натуральных транзиентов. Они попросту обрезаны лимитером. Поэтому нужно немного «оживить» инструментал. И здесь есть два варианта:

- использовать транзиент шейпер (или экспандер – у каждого звукорежиссера свои предпочтения).

- подмешать к биту семпл бочки и рабочего барабана/клэпа (в зависимости от того, что звучит в оригинальном треке). В этом случае конечно сведение уже переходит в плоскость продакшна, но бывает, что это единственное решение, так как в расплющенном инструментале попросту нет транзиентов для восстановления.

Если решили остановиться на варианте с транзиент шейпером - я бы посоветовал TransX от Waves. Плагин очень гибко настраивается, и получить желаемое вам не составит труда. Для начала настройте атаку на 50мс (в данном плагине этот параметр называется Duration), а релиз - на минимум. Чувствительность - порядка 7-8. Теперь понемногу восстанавливайте транзиенты, увеличивая параметр Range. Обычно хватает поднять его на 0,8-1,3 дБ. Когда минус "оживет", подберите окончательное значение атаки. В зависимости от ситуации ее окончательно значение может варьироваться от 50 до 100 мс, иногда даже еще выше, как например в треках с 808 бочкой.

В случае с kak-svesti-rehp-vokal-s-minusom-priemy-i-fishkiподмешиванием семплов не стремитесь добиться их явной слышимости - этой задачи не стоит. Наоборот, опустите фейдеры громкости до упора вниз и потихоньку прибавляйте, пока не почувствуете, что микс снова приобрел динамику. Этого вполне хватит!

Стерео поле

Чтобы усилить kak-svesti-rehp-vokal-s-minusom-professionalnye-tryukiощущение посадки вокала в минус, часто применяют еще один трюк – немного приподнимают по громкости Side составляющую трека. Для данной операции очень удобен плагин Waves Center, но подойдет и любой другой, работающий в режиме M-S. Все что нам требуется - просто поднять громкость Side канала на 0,5-1,3 дБ. Такая простая манипуляция даст лучшую опору вокалу в пространстве и добавит широты миксу.

Эквалайзер

Итак, kak-svesti-rehp-vokal-s-minusom-professionalnye-priemyдинамику бита мы восстановили, стереополе оптимизировали, а вокал все еще не желает комфортно садиться в музыку. В этом случае наступает черед эквализации минуса.

Как правило, причиной конфликта инструментала с голосом является рабочий барабан (или клэп), яркие синты и в небольшой степени хеты - в общем все, что содержит частоты, конфликтующие с основными частотами вокала. Поскольку вокал мы будем размещать по центру, то и эквализировать нужно только Mid канал. Тем более, что перечисленные источники конфликта тоже находятся именно в центре микса.

Для решения этой задачи подойдет любой цифровой эквалайзер, работающий в режиме M-S. Даже стоковый, которым оснащен любой секвенсор. Проигрывая минус и голос одновременно, сделайте вырез глубиной примерно   -3 дБ (Q при этом равно 4-5) и перемещайте его в области верхней середины/верхов, пока не нащупаете мешающую частоту. Эту процедуру нужно повторить 1-3 раза (по ситуации). Когда конфликтные частоты найдены, подстройте значение глубины и широты вырезов.

Как альтернативу можете использовать динамический эквалайзер, управляемый по боковому каналу (сайдчейн) вокальным треком. Суть обработки и поиска конфликтных частот аналогична предыдущему случаю, с той лишь разницей, что обработка будет срабатывать только когда звучит голос.

Вокал

И только после выше описанных манипуляций можно приступать к обработке вокала.

- Для начала удалите из вокальных треков все лишние  шумы (шорох одежды, кашель, разговоры присутствовавших при записи друзей).

- Дальше приведите его к примерно одинаковой громкости автоматизацией - очень важно, чтобы сигнал, поступающий в компрессор не имел радикальных перепадов. Иначе слишком тихие места будут недостаточно компрессированы, а слишком громкие - расплющены вплоть до искажений.

- Обрежьте низкие частоты. Все, что ниже 80 Гц, не представляет никакой музыкальной ценности для голоса и подлежит обрезанию.

Исключением являются треки, записанные микрофоном со встроенным фильтром низких частот - в этом случае повторная фильтрация только навредит. 

- Компрессируйте. Это даст не толькоkak-svesti-rehp-vokal-s-minusom-sposoby-i-priemy равномерность динамики, но  и поможет наконец усадить голос в максимизированный бит. Используя эмуляции аналоговых приборов, вы также сможете придать голосу необходимую окраску за счет насыщения гармониками. На этом этапе отлично работает Arousor - эмуляция легендарного компрессора Distressor. Компрессор делает звук заметно жирнее и добавляе характерную "шероховатость" - как раз то, что нужно для Рэп и Хип-Хоп саунда! Значения атаки и релиза, с которых стоит начать, приведены на картинке. 

- Примените параллельную компрессию. Эта техника стала обязательной при сведении вокала, а в данном случае вообще незаменима. Создайте копию вокальной дорожки (или создайте посыл на AUX шину) и расплющите ее компрессором. Для этой задачи отлично подойдет CLA-76 от Waves. При этом атаку настройте на максимум (для этого компрессора значение 1 соответствует самой длинной атаке), а релиз - на минимум (значение 7). При таких настройках вы сможете добиться больших значений компрессии, сохраняя при этом музыкальность расплющенного сигнала. Далее подмешайте расплющенную дорожку к основной - понемногу поднимайте фейдер громкости, пока не почувствуете, что голос прочно "сел" поверх музыки.

- Сатурируйте вокальный трек плагином-эмуляцией магнитофонной ленты. Это придаст ему больше сфокусированности и насытит гармониками.

- Эквализация. Если вокал записан качественно, эквализация будет незначительной - как правило речь идет о добавлении яркости полочным эквалайзером (shelf) и небольшом усилении средних частот для большей наполненности микса. На этом этапе также можно использовать эмуляции "железных" эквалайзеров - кроме собственно эквализации, они дополнительно окрасят вокальный трек собственной сатурацией.

- Завершают обработку вокала пространственные эффекты - реверберация и дилей. Поскольку в Рэп музыке принято, чтобы вокал звучал "just in face" (прямо в лицо), забудьте о пышной реверберации с длинным хвостом. Короткий призвук комнаты подойдет намного лучше. 

Подробнее о сведении Рэп вокала читайте здесь.

Завершающим этапом идет лимитер, склеивающий бит и голос в единый трек. Поскольку вокал сводился с предварительно подготовленным минусом, уже прошедшим мастеринг, дополнительный мастеринг как правило не требуется. Единственный нюанс здесь - это насколько громкий трек вы хотите получить в итоге. Читайте Как сделать громкий мастеринг без искажений.

Вот и все - микс готов!